воскресенье, 17 сентября 2017
~ Планы Мускетти на Майка Хэнлона: библиотекарь-наркоман?
Майк Хэнлон: простой фермерский мальчик и изгой в школе по причине своего цвета кожи, а в будущем (неожиданно-и-внезапно) городской библиотекарь Дерри, журналист-детектив-любитель, и - процитировав роман, - "хранитель огня в маяке" (очень
мэнская ассоциация для тех, кто поймет о чем речь). Единственный кто остался в Дерри, буквально, на всю оставшуюся жизнь, чтобы нести дозор, если Оно вернется.
В романе Майк воспитывался в небогатой, но полной и любящей семье - чуткий парень, романтик, хоть и довольно приземленный и деревенский: он помогает своему старику на ферме собирать камни на их стареньком Форде перед посевом и, вдыхая полной грудью весенний воздух, радуется пробуждению природы (круговорот времен года, вечного увядания и обновления - один из первых и основных романтических образов, связанных с персонажем Хэнлона, позднее - он будет наблюдателем этой жизни со стороны).
О Хэнлоне в романе и фильме, я пыталась....

Изначально, однако, повествование ведется сразу же от лица повзрослевшего и уставшего Майка, в формате дневника он делится деталями своего расследования по истории города Дерри, а так же подробностями своей личной жизни и особенно теплых, доверительных отношений с отцом. Наиболее отчетливо в памяти Хэнлона отпечатались последние месяцы жизни отца, когда тот лежал в больнице, умирая от рака. Одни воспоминания о том времени, когда он смотрел за деградацией и унижением (увяданием) самого близкого человека, причиняют ему боль.
"26 февраля 1985 года
Перечел свои записи в тетради и, неожиданно для себя, разрыдался..."
И более того, эти воспоминания неразрывно связаны с Оно и с Дерри:
"...как и раньше, я боялся обернуться. Больше всего я боялся, что бегущее за мной по пятам Оно примет облик отца, и я увижу перекошенное от боли лицо ракового больного."
Свою главную историю отец Майка рассказывает ему уже на смертном одре. Мотив расовой ненависти впервые выходит в романе на первый план именно здесь: из его уст мы узнаем о пожаре в "Черном Пятне" - баре, который основали чернокожие в конце 40-х, поскольку в "приличных" заведениях им рады не были. Припомним как это было.Проблемы начались когда этот бар - который был небольшим, тесным и ветхим, - стал пользоваться большой популярностью. Посетителям было всегда уютно и зажигательно, а потом туда стали захаживать и белые, играть рок-н-ролл и джаз, словом - жизнь налаживалась, бизнес пошел. И местным адептам ку-клукс-клана (а особенно отцу хулигана Генри - Бутчу Баурсу) это пришлось не по вкусу. Расизм в Дерри, как и другие людские пороки, доходит до бесноватого уровня безумия. Бутч и дружки заявились однажды в самый разгар веселья и подожгли "Черное Пятно" с людьми внутри. Далее читатель мог только ежиться от ужаса, до того холодящим кровь было описание как посетители "Черного Пятна" давят друг друга, в побеге к выходу, и горят заживо. Как и в множестве подобных живописных сцен, Пеннивайз присутствует лишь на периферии, наблюдая за происходящим насилием и смертями, как заправский тролль.
Травматичных воспоминаний Майку хватало, как и всем Лузерам. Но что важно: одной из основных мыслей, которую привил сыну Уилл Хэнлон, было принятие собственных кошмаров, ужасов и травм. "Будут сниться кошмары?" - спрашивал он Майка, рассказав ему о Черном Пятне. - "Может, это и не плохо". Может, это и не плохо - не забывать. И Майк помнит. Оставшись в Дерри нести свой дозор.
Но принятие собственных травм и кошмаров - не единственная причина почему он остался, пусть и одна из них. Создается четкое ощущение, что в отличие от других Лузеров, Майк не имеет тех сильных амбиций, такого желания реализоваться, двигаться вперед. Ему всегда нравилось наблюдать со стороны - за сменой времен года, за переменами в городе и людях. Слушать их истории и рассказы, документируя и обдумывая. А эта история о пожаре, рассказанная отцом, врезается Майку в память, наслоившись на стресс и ужас от мысли о его грядущей смерти. Возможно, ко всему прочему, Хэнлона преследует некое смутное чувство вины и незаконченности, личной ответственности. Перед отцом? Перед Лузерами? Перед городом, который его держит?
Можно интерпретировать его решение по-разному, сыграли роль все факторы вкупе: и характерно ровное, почти флегматичное спокойствие в отношении своего будущего (отсутствие крупных амбиций), и склонность наблюдать за циклами жизни/людьми со стороны и тоска/воспоминания об отце, и то самое чувство незавершенности и смутной вины, а также ответственности.
Взглянем на фильм: здесь его предысторию нам показали несколько другой, чем в книге. И насколько же другой? Воспитание на ферме нам оставили, а Майка преждевременно сделали сиротой: его родители в фильме погибли... при пожаре. Описания того пожара в фильме не то что напоминают тот самый пожар в книге, а являются прямыми цитатами ("кожа слезла с их костей" и тд). Судьба сыграла свою злую роковую шутку с Хэнлоном. Здесь сожгли его родителей, а не тех людей в баре.

Так уж ли неправильна интерпретация Хэнлона в фильме? И действительно ли его герой "задвинут" в сюжете? И тем более - неужели кто-то всерьез считает, что у Майка забрали его "фишку" с повествованием и отдали Бену? Время Майка быть рассказчиком еще просто НЕ пришло. Если уж на то пошло, то в детстве Бен Хэнском больше Хэнлона любил позависать в библиотеке и логично было в первой части фильма отдать роль рассказчика именно ему.
Об игноре Хэнлона: верно, он не принимает такого участия во взаимодействии группы друзей, так как у него своя, отдельная линия, но разве в этом нет логики? Задумчивый Майк всегда был частично "оторван" от группы, наблюдая за ними будто со стороны.

Он "человек в маяке", хранитель огня. А затем, спустя 27 лет после расставания Клуба Неудачников, именно он - одиночка, коренной житель Дерри, - склеивает их воедино.
При этом в фильме его линия - одна из ключевых и закольцовывающих: его принуждают убивать на ферме овец в загоне,а затем проводят прямую параллель между овцами и людьми (точнее детьми) в Дерри и есть ли разница. Факт того, что именно Майк разносит по округе мясной фарш уже холодит сам по себе. Сцена, - когда сначала он видит обгоревшие пальцы родителей за дверью, а затем видит Оно в разделочном цеху: в конце коридора, за шторкой, - символична, потому что его родителей поджарили как мясо овец, которых разделывают в Дерри. Символично то, что против Пеннивайза сработать должно было то самое оружие, которым убивали овец на ферме...

И еще более удачным решением было отвести Майку финальную схватку с Генри Бауэрсом, памятуя давнишнюю вражду Хэнлонов и Бауэрсов в романе.

****
27 лет спустя, узнав, что Оно вернулось, Майк тут же превращается из библиотекаря еще и в журналиста, принявшись поднимать архивы, расспрашивать свидетелей и очевидцев, в поисках крупиц информации о том когда и как произошло возвращение древнего зла. Не меньше чем треть романа уделена его частному расследованию от первого лица.
Майку свойственны цепкая, терпеливая вдумчивость и скрупулезность в подходе к исследованиям.
Но, поскольку повествование идет от первого лица, читатель может и не заметить явную психическую нестабильность героя (или намеки на таковую). Которая там, если подумать, иногда заметна.
Можно было бы сделать вывод, что Хэнлон единственный поступил храбрее и решительнее, когда решил последовать совету отца и принять свои ужасы, остаться в "бойне", среди овец, одиночкой в своем маяке. Но его решение принадлежит только ему одному и имеет смысл лишь для него одного. Не факт, к тому же, что оно здоровое и верное.
Стоит принимать все это во внимание, когда речь идет о киношной интерпретации Хэнлона и о планах Мускетти на персонажа в дальнейшем «Я хочу, чтобы его персонаж стал одним из главных героев, который сводит их всех вместе, но пребывание в Дерри отразилось на нем. Я хочу, чтобы он стал наркоманом. Библиотекарь-наркоман. Он не просто собиратель знаний о том, что Пеннивайз делал в Дерри. Он будет пытаться понять, как победить его. Единственный способ сделать это - принять наркотики и изменить свой разум».
Шокированы и удивлены? Зря. Мускетти недалек от истины. Как показывает дальнейшее, Майк истощен. Взрослый Хэнлон, спустя 27 лет - одинокая фигура в своем "маяке", в духовной и моральной изоляции, одинокий в своих поисках истины.
И долгое пребывание в Дерри действительно отразилось на нем:
"Высокий человек, похожий на скелет, обтянутый кожей. Одежда висела на нем. Морщины на лице были так глубоки, что, казалось, ему уже за 40, а не 38 как было в действительности."
Нет, ни в коем случае нельзя сказать наверняка, что решение Мускетти верное (пока не увидим результата), но оно не лишено своей логики, поскольку хотя бы частично может быть обосновано оригинальным произведением - развитием персонажа Хэнлона в книге.
*****
— Тебе кошмары не будут сниться после моего рассказа?
Я уж было раскрыл рот, чтобы сказать «нет», но передумал. Теперь мне кажется, что если бы я солгал, отец не стал бы рассказывать дальше. Он и так почти выговорился, правда, не до конца.
— Да похоже, что будут, — ответил я.
— Ну что же, не так уже плохо. Кошмары страшны наяву. А так, во сне… пускай себе снятся.
@темы:
Экранизации,
Стивен Кинг
Спасибо, мне очень понравилась такая интерпретация Майка. И когда читала книгу, чувствовала примерно то же самое.
Очень надеюсь, что во второй части режиссер не оплошает и воплотит этого героя именно так.
Да! Если он получится не хуже первой части, то это будет лучшая экранизация! И тогда надо вцепляться в этого режиссера и пусть не только "Оно" снимает, но и другие романы, которым не повезло.
спасибо вам
это как луч света в темном царстве недооцененного Майка. не возражаете, если я сделаю репост?
спасибо
Опять характерное для кино снижение. В романе "местечко" не нравилось Мюллеру и Бови -- местным богатеям, которые весь город держали в кулаке. Люди, которые за пригоршню долларов без всяких вопросов продали бы пауку весь Дерри вместе с населением.